Открытый урок окружающего мира по теме «Природные зоны России» 4 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Обливская средняя общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока окружающего мира

Тема:
«Природные зоны России».

Учителя начальных классов
Шестерниной Н.П.

Цели деятельности учителя:
• обобщить знания учащихся по разделу “Природные зоны России”;
• закрепить представления об особенностях природы, условиях живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования.
Планируемые результаты:
Предметные:
• знать о разнообразии природы нашей Родины;
• уметь использовать в работе ранее полученные знания;
• делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Метапредметные:
• совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
• развивать познавательный интерес и творческую активность, речь.
Личностные:
• уметь работать в группах;
• узнать о необходимости бережного отношения к природе;
• чувствовать гордость за нашу Родину.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Методы и формы обучения: обучающие игры, работа в группах.
Оборудование для учителя: конспект урока, презентация, лэпбук «Карта путешественника», плакат с названием темы урока, плакат с таблицей для игры «Верю — не верю», пилотка, подарки для детей.
Оборудование для учащихся: билеты с номерами мест, рабочие листы, карточки для игры «Верю — не верю», маски с изображением животных, блокноты путешественника.
Ход урока
1.Организационный момент
Звучит фонограмма: «Объявляется посадка на рейс. Просьба пассажирам занять свои места»
Дети входят в класс и рассаживаются по номерам билетов.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня вы мои ученики. Меня зовут Наталья Петровна. Ребята, я приглашаю вас в увлекательный полёт над просторами России. (Надеваю пилотку стюардессы и говорю на англ языке)
— Good afternoon, ladies and gentlemen.(Добрый день, леди и джентльмены)
I would like to welcome you on board the aircraft of Russian airlines.( Я приветствую вас на борту самолёта Российской авиакомпании)
We will fly above Russia (Мы совершим полёт над Россией)
I wish you a pleasant flight. (Желаю вам приятного полёта).
2. Актуализация знаний.
Учитель читает стих (на экране ролик «Природа России»)
Если долго
В самолёте нам лететь,
Если долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И пустыни, и леса,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим степь без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
— Ребята, что вы увидели в иллюминаторе во время путешествия по России? (лес, пустыню, степь…)
— А как можно назвать это одним словом? (природа)
3.Постановка учебной задачи
— Одинакова природа по всей России, есть ли какое-нибудь деление по территориям?
— А как эти территории называются?
Правильно. И сегодня тема урока «Природные зоны России»
(Прикрепляю название темы на доску)
Во время нашего путешествия мы будем заполнять с вами Карту путешественника.
4.Обобщение и систематизация знаний.
— Итак, мы начинаем наш полёт. Ребята, посмотрите в иллюминаторы. А что это за звук, чей это голос?
Слайд: (рыба) он питается рыбой
Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а … свежую рыбку. Вот так заяц!
Это тюлень такой — морской заяц. Почему его зайцем назвали — никто не знает. Наверное, за усы длинные и вы¬пученные глаза.
— Ребята, а вы знаете в какой зоне живёт этот диковинный заяц.
— Посмотрите её расположение на карте.
Слайд: Карта природных зон России (окрашивается Арктика)
— Ребята, а вы знаете какое природное явление можно встретить только в арктических пустынях? (Северное сияние)
— Я прикрепляю на карту путешественника первую книжку с изображением северного сияния.
— Продолжаем наш полет.
— За окном иллюминатора опять чей-то голос. Кто это?
— Это животное оставляет вот такие следы и питается мхом-ягелем. Это полярный олень. А в какой зоне он обитает?
— Вот эта зона на карте.
Слайд: Карта природных зон России (окрашивается тундра)
— А на карту я прикреплю вот такую гармошку с заданием «Найди цепь питания тундры».
— А про следующую зону я загадаю вам загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый. (Лес)
Слайд: Лес
— А какие животные живут в лесной зоне?
— А это кто нас приветствует?
— Следы, что ест, его фото.
— Посмотрите на лесную зону на карте.
Слайд: Карта природных зон России (окрашивается лес)
— Ребята, в русских лесах обитает много птиц. Я прикрепляю на карту лото «Птицы леса», которое поможет вам запомнить названия пернатых.
Слайд: игра «Кто это? Что это?»
— А сейчас мы с вами сыграем в игру.
Игра «Кто это? Что это?»
— Чтобы прочитать слова, вам надо вычеркнуть в строчке одинаковые буквы. Кто первый выполнит, поднимает руку.
МЕЛОЕАШРЛШЖА МОРЖ
БЕРЛУЕСЛНОИОКА БРУСНИКА
РАКЫМКСМЬА РЫСЬ
— Ребята, а в каких природных зонах обитают морж и рысь, и в какой зоне растет брусника?
— Молодцы. Продолжаем наш полёт.
Слайд: Дрофа, заяц-русак, суслик, лисичка-корсак
Что важнее — ноги, нора или глаза? Спорят об этом звери. Для дрофы – глаза. Увидела врага и улетела. Для зайца-русака — ноги: до трёх сосчитать не успеешь, а его уже след простыл. Для суслика лучше всего день-деньской в норе сидеть. А для зубастой лисички-корсака нос главней всего. Его только по ветру держи, а он уже приведёт, куда надо.
— Ребята, в какой зоне происходит этот спор?
— А кто из спорящих животных приветствует нас?
— Следы, что ест, его фото.
— Давайте найдём эту зону на карте.
Слайд: Карта природных зон России (окрашивается степь)
— Ребята, а по степной зоне я прикрепляю на карту Красную книгу Ростовской области. В неё занесены исчезающие животные и растения. Но есть в ней и пустые страницы, которые вы заполните сами.
Слайд: Пустыня, голос верблюда.
— Кто у нас в гостях, следы, что ест?
Куда ни кинешь взгляд – песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день. (Пустыня)
— Посмотрите на расположение пустынь на карте.
Слайд: Карта природных зон России (окрашивается пустыня)
Ребята, я прикрепляю вот такой карман с ребусами о животных пустыни. Его вы можете тоже пополнять новыми заданиями.
— Our airplane landed. (Наш самолёт совершил посадка)
— Чтобы узнать, где мы приземлились, закройте глаза.
Слайд: Шум прибоя.
— Послушайте звуки. Вы догадались где мы находимся?
— Ребята, это самая удивительная природная зона России. Расположена она на Черноморском побережье. Вы знаете как она называется? (Субтропики)
— Давайте посмотрим на карте её расположение.
Слайд: Карта природных зон России (окрашиваются субтропики)
— На карту я прикрепляю цветочек с игрой «Найди пару». Нужно определить названия животных субтропиков и выбрать для него пищу.
— Побережье Чёрного моря, чем оно популярно? Для чего люди приезжают сюда?
— Мы тоже с вами прилетели на берег моря, чтобы отдохнуть и провести физминутку.
— Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон Крузо?
— Это путешественник, герой книги Даниэля Дефо, который потерпел кораблекрушение и оказался на необитаемом острове. О его приключениях вы сможете узнать, прочитав книгу. А сейчас мы выполним танцевальные упражнения под песню «Робинзон».
5.Физминутка.
— Молодцы. Давайте сделаем глубокий вдох, наполним наши лёгкие лечебным морским воздухом.
Слайд: Карта природных зон
Работа в группах (3 группы по 4 человека)
— Ребята, я предлагаю вам поработать в группах и расселить животных по природным зонам. У вас на столах текст с описанием животного. Ваше задание: прочитать текст, угадать животное и из предложенных вам реквизитов нарядиться в это животное. Каждая группа должна «защитить» свою работу по плану: (план на парте)
1.Зачитать описание животного
2. Назвать животное
3. Определить природную зону обитания
4. Рассказать об этом животном
— 1 группа ваше выступление.
Полярная сова
— 2 группа ваше выступление.
Тигр
— 3 группа ваше выступление.
Степной орёл
— Занимайте свои места в салоне самолёта, нам пора возвращаться домой.
— We are going back home to Rostov region. (Мы возвращаемся домой)
Слайд: Карта Ростовской области
— Ребята, а в какой природной зоне расположена наша Ростовская область?
— Ребята, вы знаете, что степь — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев.
— А почему деревья в степной зоне растут полосой? (Потому что их сажают люди).
— А для чего? (Чтобы ветер не сдувал зимой снег с полей, а летом – почву).
— Природа степи дарит нам много интересных загадок. С некоторыми из них вы познакомитесь сейчас, прочитав текст. Но сначала я предлагаю вам сыграть в игру.
Игра «Верю – не верю».
Слайд : Верите ли вы, что:
1. В степи растут «бегающие кусты» (+)
2. В степи под землёй живут зайцы. (+)
3. Сокол-сапсан и краснозобая казарка – исчезающие животные степи. (-)
— Отметьте в своих листах, согласны вы с ними или нет.
Давайте прочитаем текст и узнаем, верны ли ваши предположения.
(Читаю по абзацам. Проверяем ответы на плакате)
Слайд: Карта степной зоны.
— Ваше предположение оказалось верным. Давайте поселим этот объект живой природы в его зону обитания – в степь. (Отправляем перекати-поле)
Слайд: Верю – не верю (читаем 2 абзац, проверяем на плакате)
Слайд: Карта степной зоны (Заселяем тушканчика)
Слайд: Верю – не верю (читаем 3 абзац, проверяем на плакате)
Слайд: Карта степной зоны (заселяем журавля, дрофу, кузнечика)
— Все природные зоны хороши по-своему, а все вместе – это наша с вами Родина – близкая, любимая, родная. А степь – это частичка нашей Родины, пусть даже маленькая.
6. Итог урока
— А какие ещё растения и животные растут и обитают в нашей зоне? Из предложенных объектов живой природы выберите те, которые относятся к степи.
Слайд: Карта степной зоны, вокруг картинки растений и животных:
1. тюльпан, 2.жаворонок, 3.белый медведь, 4. пальма, 5. стрекоза, 6. верблюд,
7.суслик, 8. лишайник, 9. ковыль, 10. полынь.
7. Рефлексия
— Our flight is coming to end. (Наш полёт подходит к концу)
— Ребята, а вы знаете как пассажиры благодарят пилота и стюардессу за их работу? Они благодарят их аплодисментами. А я предлагаю вам оценить аплодисментами этапы нашего урока. Давайте их вспомним и оценим.
(по ходу называния этапов урока, они появляются на слайде)
Слайд: 1. Полёт над природными зонами России.
2. Игра «Кто это? Что это?»
3. Физминутка на морском берегу.
4. Угадай животное.
5. Игра «Верю — не верю».
6. Рассели животных и растения.
— На нашу карту путешествий я прикрепляю конверт с заданиями, которые помогут вам повторить все знания о природных зонах и диск с голосами животных, которых мы встретили во время полёта.
— Ребята, на память о нашем путешествии я дарю вам Блокноты путешественника с нашими фотографиями в разных уголках России. На первой странице блокнота есть пустой конвертик для вашего билета на самолёт. А в конце вы сможете записать свои впечатления о сегодняшнем уроке-путешествии.
— Во время полёта принято пассажирам предлагать угощение. Но мы были так увлечены уроком, что нам некогда было перекусить. Поэтому угощение я вам раздаю в конце полёта. Полет окончен, всего вам наилучшего и с Наступающим Новым годом!